СТАТЬИ СОНШИ ИЗ ЦИКЛА «DAMMA & DAMMA. ПУТЬ К МАХАМУДРЕ»

О фиксированных идеях слов.

(Из журнала «Махаяна» № 31)

Человек пользуется словами бессознательно, машинально. Кто-то как следует понимает, что же стоит за этими неосознаваемыми словами, а кто-то пользуется словами бессознательно, так и не понимая, что же за ними стоит. В этот раз я хотел бы поразмышлять о фиксированных идеях слов на примере термина «Шесть Миров Страстей». Когда мы используем слово «Шесть Миров Страстей», то, вероятно, используем его с пониманием, что в Шести Мирах Страстей есть шесть частей, то есть Ад, Мир Голодных Духов, Мир Животных, Мир Людей, Небеса Гневных Богов и Небеса Забвения от Развлечений. Однако мне не доводилось видеть человека, который, используя эти слова, правильно понимал бы каждый из этих миров.
То же самое можно сказать и об изданиях с буддийскими текстами.
Например, в «Большом Собрании Сутр Южной Традиции» структура Шести Миров Страстей такова: Ад, Мир Животных, Мир Голодных Духов, Мир Людей, Небеса Гневных Богов и Небеса Забвения от Развлечений. Между тем, в тибетском буддизме порядок таков: Ад, Мир Голодных Духов, Мир Животных, Мир Людей, Небеса Гневных Богов и Небеса Забвения от Развлечений. В японском же эзотерическом буддизме их последовательность имеет такой вид: Ад, Мир Голодных Духов, Мир Животных, Небеса Гневных Богов (Асуров), Мир Людей и Небеса.
Для человека, привязанного к словам, то есть для человека, для которого слова – это фиксированные идеи, будет казаться, что в этих взглядах на мир есть разница.
Однако те, кто имеют мудрый взгляд, заметят, что изначально эти три понятия о мире совершенно схожи. Возможно, читатели, дочитавшие до сих пор, подумают, что я говорю какую-то несуразицу. Однако это произойдёт лишь из-за того, что они захвачены фиксированными идеями, которые можно назвать невежеством.
Итак, теперь я собираюсь объяснить эти три взгляда на строение мира. Прежде всего, самое высшее положение занимают Небеса Забвения от Развлечений. Это во всех трёх взглядах на мир совпадает, поэтому коснусь этой темы в заключении. Сейчас же рассмотрим, какой мир находится ниже его: Мир Людей или же Небеса Гневных Богов. Если сразу делать вывод, то будет странно, если здесь находится не Мир Гневных Богов. Ведь изначально, исторически Миром Людей правят военные силы. К тому же, миры продолжаются беспрерывно. Подумав об этих двух моментах, поймёшь, что мир выше Мира Людей является миром, где военные силы проявлены в более чистой форме. Но почему же в японском эзотерическом буддизме асуры стоят ниже людей?
Это потому, что составители буддийских сутр, взглянув на Мир Людей, посчитали, что те, кто проводят жизнь преимущественно в борьбе (в том смысле, что они борются из-за отсутствия Заслуг), по сравнению с людьми, живущими мирно, занимают более низкое положение. И, как можно понять, взглянув в различные словари, этот мир, где происходят кровопролития с использованием оружия, считается просто миром, где подобные страдания возникают из-за отсутствия Заслуг. И подобное изложение дали, несомненно, люди.
Но если задуматься над тем, кто же такие души из Мира Гневных Богов, то это собрание душ, которые основываются на фиксированном понятии о чувстве справедливости. Другими словами, центральной идеей этого мира является справедливость. Как можно понять, взглянув на нынешний Мир Людей, - в этом мире не действует справедливость. Так что Мир Гневных Богов расположен выше.
Далее, чётко определив положение Небес Гневных Богов (Асуров), рассмотрим, кто же находится под Миром Людей: животные или голодные духи. Мы до некоторой степени понимаем, кто такие животные. Что касается голодных духов, то даже если просто поразмышлять, кто это такие, то можно понять, какое положение занимает этот мир. Причиной перевоплощения в Мире Голодных Духов является жадность в душе или же воровство, то есть жадность, проявленная в виде поступков тела. Таким образом, это мир, где перерождаешься, когда умираешь в состоянии невозможности есть, в состоянии голода. Или же это мир, где страдаешь из-за того, что тело словно горит в результате повышенной кислотности желудочного сока. Или же когда хочешь есть, то в тот момент, когда съедаешь находящуюся перед тобой пищу, она превращается в камень. Так этот мир описан в буддийских сутрах.
Тут вы, возможно, вспомните голодающих в Африке. Взрослых и детей, которые умирают из-за того, что нечего есть… Или же, может, вспомните людей, поражённых раком, которые совершенно не могут есть, и которые умирают с остающимся желанием еды.
В этом смысле, поскольку форма голодных духов не отличается от людской, нет ничего удивительного в том, что они располагаются под Миром Людей.
Однако в действительности, в Мире Людей нет такого, чтобы то, что собираешься съесть, превращалось в камень. Также, поскольку нет и такого, что в момент поглощения пищи из-за повышенной кислотности человек не просто бы испытывал чувство горения, но и полностью сгорал, то в Мире Голодных Духов можно выделить две части.
Говоря иначе, это голодные духи, имеющие форму людей, и голодные духи, которые имеют ли человеческую форму или нет, неизвестно, но которые испытывают гораздо больше страданий. Что касается второго типа, то так как при взгляде на Мир Людей и на Мир Животных такого увидеть невозможно, то можно полагать, что такой мир расположен ниже Мира Животных.
Я думаю, что читатели уже заметили, что классификация Шести Миров Страстей является лишь классификацией явлений. Однако нет такого, что слова = субстанции.
Наконец, я объясню самые высшие Небеса Забвения от Развлечений и самый низший Ад. Мир Небес Забвения от Развлечений – это состояние, в котором люди, дававшие в прежней жизни много радостей многим людям, но не получившие в этой жизни эквивалентное количество радостей, обретают это воздаяние в следующей жизни. Поэтому люди, накопившие материальные Заслуги или Заслуги тела, перевоплощаются на Небесах, где им возвращается подобное же воздаяние. Люди, накопившие Заслуги души, перевоплощаются на Небесах, где обретают плоды душевных Заслуг. А накопившие Заслуги слов – на Небесах, где Заслуги возвращаются им в виде слов. Разумеется, существуют и Небеса, где это существует в смешанной форме.
Напротив, люди, перевоплощающиеся в Аду, получают страдания Ада в результате возвращения плохой кармы тела, речи и мыслей. Существует физическая плохая карма (тела), плохая карма речи и плохая карма души (это, например, ненависть). И то, какую плохую карму в отношении других ты накопил, оказывает влияние на собственное душевное состояние в это время.
Причина, по которой я поднял в этот раз данную проблему, заключается не в том, что я хотел сказать, что слова как таковые имеют смысл, - но в том, что имеет смысл понимание глубокого значения, которое находится за словами. Одна из больших целей моей практики медитации – это понимание глубокого и правильного значения слов. Если вы будете вести подобную практику, это принесёт вам великое благодеяние.
Ом Нама Ваджра Читта Я.


Следуюшая
Предыдушая
B оглавление страницы
На главную страницу сайта


Hosted by uCoz